finnishpress

Category:

Рассекречен документ о взаимодействии президента и правительства Финляндии по внешней политике

Министерство  иностранных дел Финляндии сняло гриф секретности с документа о  взаимодействии президента и правительства по запросу Yle.

Фото: Jussi Nukari / Lehtikuva
Фото: Jussi Nukari / Lehtikuva

Yle, 11.11.2020. Ari Hakahuhta

На  копии 2-страничного документа видны следы дырокола. По какой-то причине  инструкция, разработанная канцеляриями президента и госсовета имела  красный гриф «Конфиденциально» - с ней могли ознакомиться лишь немногие  избранные.

Теперь этот созданный в 2013 документ рассекречен.

Речь  о своеобразной инструкции по сотрудничеству президента и правительства.  В ней зафиксировано, как президент и правительство взаимодействуют при  формировании Финляндией своей позиции в отношении общеевропейской  внешней политики и политики безопасности.

Фото: Ilkka Kemppinen / Yle
Фото: Ilkka Kemppinen / Yle

В  последний раз дискуссия о разграничении сфер ответственности в  отношении внешней политики и политики Евросоюза проходила, когда  правительство под руководством президента Саули Ниинистё и премьера Санны Марин готовило доклад о внешней политике и политике безопасности на рассмотрение парламентом.

Источники  Yle сообщали, что черновик одного из разделов доклада мог быть сочтён  излишне завязанным на правительстве. Речь шла о гарантиях безопасности  Евросоюза и возможном предоставлении помощи странам – членам ЕС. Этот  вопрос находится в компетенции президента.

Саули  Ниинистё инициировал диалог о том, как Финляндия будет принимать  решение, если какая-либо страна запросит помощь на основании гарантий  безопасности Евросоюза. Он хотел удостовериться, что его полномочия не  будут ограничены.

Парламент будет обсуждать отчёт о политике безопасности Финляндии в среду 11 ноября.

Правительство  Финляндии отвечает за вопросы, связанные с Евросоюзом, однако внешней  политикой руководит президент в сотрудничестве с правительством.  Общеевропейская внешняя политика, находящаяся в ведении правительства,  всё чаще пересекается с двусторонними отношениями Финляндии с другими  странами – например, с Россией, - что является сферой ответственности  президента.

Разграничивать внешнюю политику Финляндии и Евросоюза становится труднее

Документ,  полученный Yle, рассматривает вопрос конституционного разделения власти  между президентом и правительством. В нём в порядке важности  перечислены форматы взаимодействия.

Разграничение  вопросов, связанных с Евросоюзом и внешней политикой в долгосрочной  перспективе может быть затруднено. Так, в политике Финляндии в отношении  ООН или России может возрасти влияние Евросоюза, - говорится в  инструкции.

Проблема  разграничения полномочий выглядит в документе как вывод, сделанный  участвующими сторонами, но формулировки знакомы по заявлению  парламентского комитета по иностранным делам, сделанного 10 лет назад в  связи с поправками к конституции.

Взаимодействие  органов власти происходит при постоянной коммуникации, диалога и обмена  информацией о политике Евросоюза между государственным советом и  президентом, и эти формы сотрудничества следует эффективно использовать  на благо, чтобы обозначенное в конституции «тесное сотрудничество с  президентом» проявлялось и в вопросах политики ЕС.

Таким  образом, правительство не высказывает отношения Финляндии к значимым  европейским и международным вопросам, не посоветовавшись с президентом.  Речь здесь идёт о полномочиях органов власти, а не, к примеру, о  вероятных персональных противоречиях.

Как сформулировал один из источников Yle, «важно, чтобы взаимоотношения были хорошими и чтобы в работе не возникало неожиданностей друг для друга».

Дьявол кроется не в бумаге, а в реальной жизни, - считает другой источник. «Если возникнут разногласия, потребуется воля договариваться».

Фото: Mauri Ratilainen / EPA
Фото: Mauri Ratilainen / EPA

Документ не даёт инструкций на случай возможных внутренних политических разногласий. В нём говорится о том, какова процедура.

Однако  ценность документа – в том, что он в соответствии с конституцией  устанавливает различные форматы сотрудничества в порядке их важности.

Форматы таковы:

  • Важнейшие  вопросы внешней политики и политики безопасности Евросоюза обсуждаются  на общем собрании президента и комиссии      правительства по внешней  политике и политике безопасности (TP-UTVA).
  • Если организовать собрание невозможно,  используется письменная процедура.
  • Переговоры президента с премьер-министром или с  министром иностранных дел.
  • Обмен информацией между чиновниками.

Практически было закреплено, что комиссия редко собирается без участия президента. Стали главенствовать общие собрания.

В период эпидемии встречи президента с министрами были заменены телефонными переговорами и обменом сообщениями.

Со  стороны сложно предполагать, почему инструкция оказалась засекречена.  Возможно, по той же причине, что и другие документы, касающиеся TP-UTVA,  которые все секретны, если не было принято решение сделать их  публичными.

Недатированная  инструкция, по данным Yle, была разработана в 2013, в начале первого  срока Саули Ниинистё. Поправка в конституцию вступила в силу в 2012.  Новых версий инструкции не было. По данным источников Yle, документ  сохраняет свою силу.

Вопрос  разграничения полномочий президента и правительства периодически  поднимается. Согласно конституции, власть разделена между ними.

Одно  из объяснений этим дискуссиям таково: мало кто из президентов или  премьеров хочет оказаться тем, при ком его институт утеряет свои  полномочия – например, на основании изменения какого-либо документа или  традиций ведения дел.

Читайте также:

Финское издание: Джо Байден – не конец света для Кремля

Евросоюз налаживал отношения с Россией, но Навальный и Белоруссия их испортили – президент Финляндии

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic