Paccтрел, тюрьма и президентское кресло: о судьбе подписантов Тартуского мира 1920
100 лет назад в Тарту Финляндия и Россия договорились о границах. Как сложилась судьба подписантов этого договора?
Helsingin Sanomat, 06.12.2020. Unto Hämälänen
Как-то раз американский журналист спросил министра иностранных дел Финляндии Пертти Паасио: «Не заключается ли трагедия Финляндии в том, что у вас с СССР общая граница протяжённостью в 1300 километров?». Паасио ответил: «Трагедия была бы, если бы этой границы не существовало».
Эта история 30-летней давности пришла мне на ум, когда я читал книгу Арво Туоминена «Финляндия и Россия».
Туоминен – авторитетный документалист, много работавший в Карелии и в целом в России.
Теперь, когда граница практически закрыта, Туоминен направил свою энергию на написание книги и уместил историю соседских отношений в 279 страниц.
Книга не является исследованием, это скорее журналистика, упрощение, иллюстрация – и побуждение задуматься.
Туоминен основательно разбирает несколько ключевых моментов, в том числе заключение Тартуского мира в октябре 1920.
Финскую делегацию возглавляли Ю.К. Паасикиви и Вяйнё Таннер. Напротив них за столом сидел Ян Берзин, друг Ленина и ярый большевик, но при этом искусный переговорщик.
Заслуга этих троих заключалась в том, что о границах удалось договориться в условиях вражды. Для Финляндии договор оказался выгоден, хотя некоторые и называли его «позорным Тартуским миром».
К этому договору вернулись осенью 1939. Сталин потребовал изменения границы, которая, по его мнению, проходила слишком близко к Ленинграду.
Финляндия направила Паасикиви и Таннера в Москву. В перерыве между переговорами они попросили о встрече с Яном Берзиным. Им было отказано по той причине, что Берзин якобы «отошёл от политики».
Таннер и Паасикиви были вынуждены принять этот аргумент и так и не встретились с Берзиным.
Будучи сильной фигурой в рабочем движении, Таннер играл важную роль во время зимней войны и войны-продолжения. Паасикиви в войну-продолжение оставался в стороне, но осенью 1944 вернулся в состав руководства страны и принялся выстраивать хорошие отношения с СССР.
Свои годы на посту премьера и президента (1944-1956) Паасикиви называл «ужасными». Этот период рассматривается в книге Туомо Полвинена «Государственный деятель ужасных лет» под редакцией Ханну Иммонена. Иммонену блестяще удалось уместить в 271 страницу написанную Полвиненом ещё в 90-е 2700-страничную биографию Паасикиви в 5 частях.
Работа была издана по инициативе Общества Паасикиви в честь 150-летия со дня рождения последнего 27 ноября.
Будучи премьер-министром, Паасикиви был вынужден – по требованию СССР – провести закон о виновниках войны, на основании которого политические руководители Финляндии военного времени были осуждены на тюремные сроки. В их числе был и Таннер, осудить которого Москва требовала особенно настойчиво.
Паасикиви амнистировал Таннера, отсидевшего половину срока. Советский Союз был резко против этого. Паасикиви считал амнистию в отношении «виновников войны» самым важным своим решением на посту президента, но осмелился озвучить свою оценку лишь в частном письме.
Достоверно неизвестно, узнали ли Паасикиви и Таннер о судьбе третьего участника Тартуского мира Яна Берзина.
Арво Туоминен пишет: «Берзин был арестован 27 ноября 1937 по подозрению в принадлежности к троцкистской тeppopистической организации и paccтpeлян 29 июля 1938».
В 1956 году Берзин был реабилитирован, а в 1989 его изображение появилось на 5-копеечной почтовой марке.
8 декабря состоится финско-российский семинар в честь 100-летия установления дипломатических отношений между Финляндией и Россией. На нём будет обсуждаться и Тартуский мир.
Было бы хорошим жестом, если бы на семинаре почтили минутой молчания память Ю.К. Паасикиви, Вяйнё Таннера и Яна Берзина.