finnishpress

Categories:

«После этого русские бомбардировщики держались подальше от Хельсинки»

9 марта 1944 ВВС Финляндии совершили во многом уникальную бомбардировку. План был дерзкий и не имевший аналогов в истории.

Бомбардировщик  Бристоль Бленхейм финны использовали ещё во время зимней войны. Это был  основной бомбардировщик финских ВВС. Март 1944. Фото: Niilo Helander
Бомбардировщик Бристоль Бленхейм финны использовали ещё во время зимней войны. Это был основной бомбардировщик финских ВВС. Март 1944. Фото: Niilo Helander

Ilta-Sanomat, 02.01.2021. Pasi Jaakkonen

В  начале марта 1944 работы у радиоразведки в штабе у Суулаярви  прибавилось. Радиообмен советской авиации дальнего действия постоянно  отслеживался в ожидании сигналов о предстоящей бомбардировке Хельсинки.

В  предшествующий месяц таких бомбардировок было три. В феврале в  интервале 10 дней с аэродромов Ленинградской области поднялось порядка  900 бомбардировщиков, целью которых была столица Финляндии.

Раз  за разом противовоздушная оборона города справлялась с налётами.  Человеческие потери и разрушения оставались умеренными по сравнению с  последствиями бомбёжек крупных европейских городов. Но ситуация была  неприемлемой и требовала ответных действий.

Воздушный полк №4 получил приказ принять меры против вражеских бомбардировщиков.

Радиоразведка  засекла, что перед началом атак в радиообмене АДД появляются одни и те  же признаки. Дневной радиообмен между командным пунктом и экипажами  предвещал налёт.

Ещё  более чётким сигналом была шифровка от самолёта погодной разведки,  после которого спустя 30 минут, максимум пару часов, русские  бомбардировщики вылетали на задание.

Вечером 9 марта 1944 в эфире начался знакомый обмен, говоривший о скорой бомбардировке.

Царило  напряжение. База полка №4 пришла в движение. Просчитывались маршруты и  время подлёта. Вскоре после этого все бомбардировщики поднялись для  выполнения рискованного задания.

Это был исторический момент. Я не слышал, чтобы подобная операция проводилась где-либо раньше, - говорил специалист по истории авиации, бывший командующий ВВС генерал-майор Хейкки Никунен в интервью Илта-Саномат в 2016.

В  памяти ещё были свежи воспоминания о масштабной бомбардировке  вражеского аэродрома – операции под кодовым названием Сальвадор. Тогда  целью была база истребителей на Лавансаари (о. Мощный).

Тем дождливым сентябрьским вечером налёт осуществлялся силами 34 машин.

–  Мы взлетели из Ути, и погода тут же испортилась. Пока огни на самолётах  были включены, мы держались в месте. Когда подлетели к базе и выключили  их, то разлетелись в стороны, как воронья стая, - рассказывал в 2016 радист-стрелок Юнкерса-88 Кустаа Лехмусвуори.

Ю-88  Лехмусвуори благополучно вернулся в Ути, но не смог приземлиться из-за  большого скопления самолётов в воздухе. В итоге он ушёл на аэродром  Малми. При приземлении выяснилось, что не выпускается шасси.

Мы сели на брюхо в Малми, самолёт закрутило, но все выжили.

Наутро прояснился вопрос с потерями. Не досчитались порядка 15 самолётов. Потери противника оказались незначительными.

Теперь  же, 9 марта 1944 у полка №4 был план контрудара. Финны должны были  сопроводить возвращающиеся с задания русские бомбардировщики, и те  привели бы их к аэродрому, который предстоит разбомбить.

Когда  9 марта радиоразведка подтвердила начало крупного налёта, эскадрильи  финнов начали действовать по ранее отработанной схеме.

В  воздух поднялись все исправные машины. Первыми в 20:10 взлетели  Бленхеймы 42-й эскадрильи, ожидавшие в Вяртсиля. Затем – бомбардировщики  Дорнье 17 из Иммола и, наконец, в 20:30 – Ю-88 из Ути. В общей  сложности 19 самолётов направлялись к Финскому заливу, чтобы затем  продолжить путь к русскому аэродрому.

Вскоре  радары показали, что бомбардировщики русских повернули в сторону  Таллина. Операцию прервать было нельзя – машины с полным боекомплектом  не могли приземлиться. Да и причины менять планы не было.

Финские самолёты, летевшие в полной темноте, застали возвращающиеся советские бомбардировщики над Финским заливом. Капитан Эркки Итявуори,  командовавший Юнкерсами, первым вышел на них над северной частью  острова Сескар. Огни на приборных панелях вражеских самолётов мерцали в  ночи. Начался напряжённый полёт вблизи машин противника.

Задание по бомбардировке аэродромов в Ленинградской области было исключительным. Март 1944. Фото: Niilo Helander
Задание по бомбардировке аэродромов в Ленинградской области было исключительным. Март 1944. Фото: Niilo Helander

В  районе Кронштадта головная финская эскадрилья выпустила красную  сигнальную ракету. Уловка удалась. Над укреплениями поднялись три белые  ракеты, что означало разрешение к пролёту в Ленинградскую область. Так  спустя час после вылета из Ути Юнкерсы оказались над аэродромом в  Горской.

Зрелище  было неописуемое: все крупные аэродромы Ленинградской области были  освещены, огни горели по южному побережью Финского залива и на островах, - вспоминали лётчики.

Русские бомбардировщики приземлялись, некоторые готовились к новому вылету на Таллин.

Первые  финские самолёты смогли отбомбиться без помех. Враг был застигнут  врасплох. Силы ПВО очнулись лишь когда бомбы посыпались на поле и  самолёты. Все три объекта получили свою порцию бомб.

Операция прошла блестяще. Враг ничего не смог сделать.

Бомбардировщики Бленхейм использовались в зимнюю войну, войну-продолжение и Лапландскую войну. Март 1944. Фото: Niilo Helander
Бомбардировщики Бленхейм использовались в зимнюю войну, войну-продолжение и Лапландскую войну. Март 1944. Фото: Niilo Helander

Во  время бомбёжки Таллина пoгиблo от 600 до 1500 человек, 1500 зданий было  разрушено. Остаётся лишь предполагать, каковы могли быть последствия,  если бы полк №4 не остановил новые удары.

После  этого русские бомбардировщики держались подальше от Хельсинки.  Четвёртой большой бомбардировки, которой все опасались, так и не  произошло.

Впервые материал был опубликован в Ilta-Sanomat в 2016.

Читайте также:

Как Хельсинки избежал полного разрушения русскими бомбами в феврале 1944

«Хладнокровно и не щадя себя»: в Финляндии умер последний кавалер креста Маннергейма

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic